Студенты и аспиранты российских вузов системно подошли к решению задач высокотехнологичных компаний

17.03.2017

В Петербурге подвели итоги первого всероссийского грантового конкурса «Системное решение». За выход в финал и возможность получить до полумиллиона рублей на доработку своего решения с ноября прошлого года боролись команды из 38 российских университетов. Каждой из них предстояло решить как минимум одну из 16 производственных задач, предоставленных крупнейшими компаниями страны, входящими в АФК «Система». Подробнее о кейсах, их решениях и первых результатах конкурса читайте в нашем материале.

Первый всероссийский грантовый конкурс «Системное решение» проводится образовательной программой «Лифт в будущее» благотворительного фонда «Система». Партнерами конкурса выступают Университет ИТМО и Московский политехнический университет.

Общий грантовый фонд соревнований составляет 8 000 000 рублей, а максимальная сумма, на которую, по условиям конкурса, может рассчитывать проект-победитель — 500 тысяч рублей. Участники конкурса — студенты и аспиранты российских вузов — предложили свои решения реальных производственных задач, предоставленных компаниями АФК «Система», среди которых ПАО «МТС» (входящая в него компания «Стрим»), группа «Кронштадт», «Башкирская электросетевая компания» (БЭСК), компания Segezha Group и РТИ, а также нефтесервисный холдинг «Таргин».

Соревнования проходили в два этапа. Первый — заочный, к которому жюри допустило 90 работ от студентов и аспирантов из 38 вузов России. Каждое решение оценивали три эксперта: специалисты компаний, предоставивших кейсы, внешние эксперты и представители университетского сообщества. По итогам оценки в финал вышли 39 команд и индивидуальных участников. В двух очных раундах — в Петербурге и Москве — им всего за 10 минут предстояло доказать представителям компаний, что именно их решение заслуживает дальнейшего развития и материальной поддержки.

Кейсы: как построить беспилотный катер, который обнаружит нарушителя, и не пустить птиц и грызунов на территорию подстанции

Первый очный финал состоялся накануне в Петербурге. Здесь первая группа участников, прошедших отборочный этап (16 проектов из Волгограда, Казани, Набережных Челнов, Петербурга, Москвы и других городов), представила решения кейсов от Группы «Кронштадт», «Башкирской электросетевой компании» (БЭСК) и российского нефтесервисного холдинга «Таргин». Основной сложностью стоящей перед участниками задачи, как подчеркивают представители компаний, является то, что на кейсы не существует готовых ответов. Это значит, что командам всего за несколько месяцев предстояло не только продумать концепцию разработки, самостоятельно решив сложные инженерные задачи, но и создать рабочую бизнес-модель.

На разработку системы управления беспилотным катером, который сможет автоматически искать нарушителей на воде (кейс Группы «Кронштадт»), у одного из финалистов конкурса, магистранта Университета ИТМО Сергея Громенюка ушел месяц. Проект разработчик готовил в соавторстве со своим коллегой по работе, магистрантом СПБГМТУ Александром Мореевым.

«В большей степени мне интересна робототехника, поэтому, когда я узнал о конкурсе и открыл кейсы, сразу подумал: „Мы точно сделаем отличный катер“. Ведь я уже работаю в компании „Гидроприбор“, и у меня есть определенный опыт разработки систем управления беспилотными аппаратами. Когда искал партнеров, Александр вызвался сразу. Мы вместе стали работать над этим решением, выбирать различные комбинации систем, — рассказывает Сергей Громенюк. — В итоге мы предложили решение, состоящее из комбинации двухканальной системы обнаружения противника. Первый и главный канал — это гидроакустическая система обнаружения, которая состоит из многоэлементной пассивной антенны. Вторая часть системы — техническое зрение, которое мы используем для визуальной идентификации нарушителя. Такая система обеспечивает возможность сопровождать и обнаруживать как подводные, так и надводные цели. Применение пассивных систем увеличивает скрытность такого аппарата. Кроме того, в нашей системе происходит полностью автономное управление».

Как отмечают разработчики, такое решение дешевле существующих аналогов. В отличие, например, от гидроакустических буев, на демонтаж и обслуживание которых уходит немало средств, самодвижущийся автономный беспилотный катер относительно недорог в эксплуатации, добавляет Александр Мореев. На доработку своего проекта его авторы получили 200 тысяч рублей. Также гранты в размере 300 и 500 тысяч соответственно выиграли и другие финалисты, представившие решение кейса Группы «Кронштадт», — команды из Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и Сколковского института науки и технологий.

Еще 1,5 миллиона рублей распределили между собой авторы лучших решений кейсов БЭСК (одна из задач электросетевой компании была посвящена разработке технологии отпугивания птиц и животных с территории подстанций) и российского нефтесервисного холдинга «Таргин». Остальных победителей конкурса еще предстоит определить в ходе второго очного финала, который состоится 17 марта в Москве.

Каким видят будущее R&D инженера, или зачем технарю бизнес-компетенции

По словам директора Всероссийской образовательной программы «Лифт в будущее» Юлии Селюковой, уже первый опыт в проведении подобных конкурсов показал, что на одном этапе могут соревноваться как студенты-первокурсники, так и аспиранты. Ведь если последние выигрывают по уровню технических знаний, первые иногда могут обойти соперника на этапе разработки бизнес-модели будущего проекта.

«Несмотря на то, что ребят со всей страны отбирали одни и те же эксперты, анализируя решения одних и тех же задач, в целом у нас собрались очень разные команды. Кто-то приносит идею, которой с чистой совестью можно дать грант, — понятно, что ребята ее доработают. Но были и проекты, авторы которых не пришли к четкому пониманию того, какое воплощение идея получит в инженерном решении, — отмечает она. — В целом же актуальной остается проблема, характерная для подобных конкурсов. Когда над кейсами работают ребята исключительно из технических вузов, у них часто „проваливается“ бизнес-, маркетинговый блок. Они отлично считают, у них все прекрасно с программированием, точными науками, но ведь задача стоит гораздо шире: в итоге все это необходимо претворить в реальность. Поэтому, если мы хотим, чтобы технари развивали свои идеи до стартапов, технологических продуктов, то надо „вживлять“ им предпринимательские навыки».

Как подчеркивает Юлия Селюкова, развитие предпринимательских и коммуникативных навыков студентов инженерных специальностей должно интегрироваться в образовательные программы с первого курса бакалавриата, ведь сегодня все большую роль в карьерном развитии молодого инженера играют так называемые «мягкие навыки».

«При этом личностные навыки важны настолько, что должны стать частью современного фундаментального образования — нового «инженерного фундамента». Сегодня успешный R&D-инженер должен не просто владеть фундаментальными и специализированными знаниями, но и уметь применять их на практике, работать с большим объемом информации, постоянно следить за развитием технологий в мире, нестандартно и творчески подходить к решению задач, эффективно коммуницировать, работать в команде, соблюдать проектную дисциплину и брать на себя ответственность за результат работы, — отмечается в исследовании, проведенном международной компанией Odgers Berndtson по заказу Всероссийской образовательной программы «Лифт в будущее».

В следующем году организаторы конкурса «Системное решение» намерены не только увеличить количество кейсов от высокотехнологичных компаний, но и внедрить больше задач, связанных с маркетингом и экономикой. Кроме того, как отмечает Юлия Селюкова, в будущем конкурс может быть разбит на две части: командам предложат не только решать задачи, предоставленные компаниями, но и побороться за гранты на реализацию собственной идеи.


Редакция новостного портала